среда, 18 февраля 2009 г.

Эффективная система?

Наконец-то я — владелец бизнеса. Всё продумано, бизнес-план составлен, фирма зарегистрирована, инвестиции получены, офис арендован, сотрудники набраны. Что продавать — есть, кому продавать — тоже есть. Теперь можно пить шампанское. А для того, чтобы пить только хорошее шампанское, посмотрим, как можно максимизировать прибыль :)

Среди множества показателей влияющих на прибыль, одним из важнейших я считаю эффективную работу команды.

Для того, чтобы получить хорошую команду мало иметь хорошего руководителя и хороших сотрудников, нужно ещё, чтобы они хорошо работали вместе.




Для организации успешной совместной работы используется ПО из разряда Groupware. Существует очень много подобных систем — платных и бесплатных, обладающих различной функциональностью, от крупных производителей, вроде IBM Lotus Notes, MS Outlook, и от менее известных компаний. Основной минус больших систем — дорого, основной минус бесплатных — отсутствие поддержки, как следствие — ненадёжность.

Давайте попробуем определить, что нам, как представителям небольших компаний, требуется от такой системы:

0. Наличие аккаунтов для каждого пользователя и удобного «админского» интерфейса для управления всей системой в целом.

1. Файловое хранилище. Система хранения документов на сервере с поддержкой папок, прав доступа и версий, чтоб не приходилось тратить время на поиск последнего отредактированного документа.

2. Электронная почта или интеграция с GMail. Согласитесь, это очень удобно, когда файлы из хранилища можно тут же отправить клиенту, а полученные документы — опубликовать для всей группы.

3. Веб-интерфейс. Один из важнейших критериев: это обеспечит совместимость с любыми платформами, а также возможность работы из дома или в поездках.

4. Календарь. В календаре можно отмечать как индивидуальные события, так и групповые с поддержкой уведомлений.

5. Система заданий или проектов. Возможность создавать проекты, делить их на этапы, добавлять пользователей и следить за выполнением.

6. И наконец, настраиваемый рабочий стол пользователя, на котором будет удобно скомпонована текущая информация и уведомления.

Это, пожалуй, основные и наиболее необходимые функции. Дополнительно можно также добавить форумы, конференции (в случае работы с распределённой командой), систему обмена быстрыми сообщениями и ещё много полезных вещей.


Итак, смотрите:

Клиент присылает свои пожелания. Заходим в систему. В два клика создаём проект, указываем сроки. Делим на подзадачи. Назначаем ответственных, в календаре у которых тут же появляются все ключевые даты, а на десктопе — уведомления с описанием нового проекта. Прикрепляем к проекту файлы. Оцениваем стоимость проекта и тут же получаем диаграмму Ганта (которая доступна только руководителю или всей команде) с распределением по финансам и трудовым ресурсам. Одну за другой выполняем задачи и отслеживаем общий ход выполнения проекта.
При том, что всё это можно проделать, сидя в аэропорту или в макдональдсе, например.

Такая система сводит к минимуму время, затрачиваемое на рутиные действия, позволяя максимально увеличить время для самой работы.

Если вас заинтересовала тема, дополнительно можно посмотреть список программ Groupware (англ.) и другой список со сравнением по разным критериям (англ.).

А какой системой пользуетесь вы? Об этом можно рассказать в комментариях.

понедельник, 16 февраля 2009 г.

Управлять бизнесом!

Привет всем читателям.
Я хочу написать пару вещей об управлении.

Что вообще такое — управление?

Стивен Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» (очень советую, если ещё не читали) разделяет управление на лидерство (определение путей развития компании, направлений работы и проч., то есть управление в глобальном смысле) и управление (управление текущими делами и проектами). Оба этих направления безусловно важны. Не менее важно также соблюдать баланс между ними. Погрязнув в текущих делах легко не увидеть направление движения рынка, возможных новых клиентов, новых продуктов и услуг от наших конкурентов. Аналогично, постоянно смотря на дело «с высоты птичьего полёта», можно не заметить внутренних проблем нашей компании. Часто стартап начинает группа людей. В таком случае лучше заранее договориться и распределить роли. То же самое относится и к малому бизнесу.

Тему лидерства мы ещё затронем, а сейчас поговорим об управлении.

Итак, мы — самый настоящий Project manager. Каковы наши функции? Необходимо оптимально разбить задачу или проект на подзадачи, определить ключевые подзадачи, обеспечить выполнение и контроль для всех задач.


Я — Сергей Брин. У меня есть команда из четырёх человек и я хочу сделать почтовую службу GMail.

Я определяю, что необходимо сделать:
1. Купить сервер
2. Настроить его
3. Подключить сервер к интернету
4. Создать макеты всех страниц
5. Написать код
6. Добавить «фичи»
7. Поставить всё на сервер
8. Провести отладку и тестирование
9. Запустить рекламную компанию (рекламу я начну, когда закончу писать код, то есть, буду уверен в завершении проекта).

Какие задачи для моего проекта являются ключевыми? Ключевые задачи — это те, задержка или сдвиг которых, приведёт к изменению сроков всего проекта. Нельзя настроить сервер, не купив его, нельзя подключить сервер, не настроив его и так далее. Таким образом, задержав покупку, задержим и момент получения настроенного сервера. Однако вместе с покупкой и настройкой сервера вполне можно начать рисовать макеты, а затем и писать код. Но написанный код нельзя будет поставить, если к тому времени мы ещё не подключили сервер.

Очень хорошо всё это видно на диаграмме Ганта. Гант — американский инженер-промышленник (почти как Джон Галт (Голт) из одной книги :) ).

Он предложил планировать работы следующим образом:
1. Определяем общий срок проекта — в моём случае это будет месяц — и срок выполнения каждой подзадачи
2. Определяем предков и потомков для каждой задачи
3. Строим диаграмму, которая для моего проекта примет вид:


Всё просто: сверху дни, слева задачи.


Что всё это даст мне и моей команде? Очень хорошую наглядность. Оказывается, покупка сервера хоть и связана с настройкой и подключением, но вовсе не является обязательной в начале проекта и может быть сдвинута на срок до 8 дней. А вот если на этапе написания кода произойдёт задержка в один день, это обязательно отразится на всём проекте. Диаграмму можно улучшить: проставить в ячейки стоимость дня каждой подзадачи, а потом построить график наличия необходимых средств на каждый конкретный день. Это полезно если инвестор, скажем, решил переводить нам средства по частям. Таким же образом можно оценивать и трудоёмкость задач.

Такие диаграммы можно строить на бумажке, в MS Excel, в MS Project или в другом специализированном софте.


Итак, мы разбили и спланировали задачу. Следующий этап — обеспечить выполнение и контроль. Здесь часто всё зависит от конкретной ситуации, но всегда есть общие рекомендации.

Как действую я в своём проекте GMail:
1. Обеспечить сотрудникам свободный режим в пределах установленного времени
2. Ежедневные собрания ни к чему: коллектив небольшой, и все в курсе ситуации, достаточно проводить краткие собрания раз в 3-4 дня для обмена мнениями и определения потенциальных проблем. Некоторые из сотрудников могут работать удалённо (например, в моём случае, человеку, покупающему сервер вовсе не обязательно сидеть рядом с программистами, в таком случае надо продумать и организовать коммуникации. Чтобы сэкономить на телефоне, можно использовать Skype или другие программы обмена сообщениями
3. Купить доску с маркерами. Как показывает опыт, компьютерное планирование — хорошо, но ещё лучше, когда можно быстро нарисовать схему или записать новую идею и она всегда будет у команды перед глазами
4. Требовать ежедневный краткий отчёт о том, что реально было сделано за прошедший день. Казалось бы: все работают вместе и всегда можно переговорить, однако это хорошо дисциплинирует и помогает оценить общее продвижение проекта
5. Продумать и обеспечить документооборот, чтобы избежать траты времени на поиск последней версии среди файлов Макет.doc, Макет1.doc, Макет_обновлен.doc, Макет_самый последний.doc, Макет1_улучшенный.doc, Макет_финальный.doc, Макет_обновлен_последний.doc
6. Очень хорошо для организации работы подходят интегрированные системы, вроде MS Outlook, где есть календарь, обмен файлами, почта, добавление задач, уведомления. Поскольку аутлук стоит денег, то для нас лучше воспользоваться GMail или другими подобными веб-сервисами, которые либо бесплатны, либо стоят не очень много, при этом ничем не уступают по функциональности и обеспечивая доступ из любого места без дополнительных настроек и софта. На первый взгляд это может показаться несущественным, однако позволяет сэкономить много времени, и по мере роста нашей компании, будет становиться только важнее.


Также стоит помнить о такой вещи как мотивация. Даже если мы набрали команду людей «с горящими глазами», мы знаем, что любой огонь гаснет, если его не поддерживать. О мотивации сотрудников написано множество книг, существует куча тренингов и практик, и если мы хотим добиться успеха с нашей командой, нам просто необходимо иметь представление об этом.

Получился довольно длинный пост, который можно выразить в формуле
Результат = Планирование + (Выполнение + (Контроль + Мотивация))


Есть чем поделиться? Пишите в комментариях!

воскресенье, 15 февраля 2009 г.

Продаем слона

82A2803C-D41F-4F93-B845-BBE44B22AF84.jpg Большинство владельцев компаний надолго запоминают свою первую встречу и первое выступление с презентацией о продукте. Особенно, если до этого у вас не было много опыта выступлений, то адреналин гарантирован. Самое главное - нужно заинтересовать аудиторию. Потом все уже будет значительно проще. А самое страшное работать с маленькой аудиторией, когда перед вами всего 2-4 человека. Когда народу много, нет-нет, да будет кто-то, кто одобрительно покивает головой, а вот на личной продаже такого не будет, потому что чаще всего перед вами люди сидят и думают: "Так, сейчас придется час сидеть и слушать про очередную ерунду. И зачем я только согласился на встречу". Ну, может я и утрирую, но мы очень часто продаем тем, кому до встречи с нами наш продукт не только не был нужен, но они про него просто не знали.

Итак, что может поможет в такой ситуации? Как сделать презентацию, которая продаст?
1. Сразу начинайте с основной мысли, после которой дайте людям что-то, что можно унести с собой. Например, парочку полезных советов. Для всех последующих мыслей выделите по одному слайду, где детально все распишите.
2. Растопите лед в первые минуты встречи - пусть это будет шутка, красивая картинка. У меня однажды был случай, когда в процессе подготовки презентации я нашла красивую картинку с видом на горы (я очень люблю горы), и я ее поставила на слайл сразу после названия. Люди, с которыми я встречалась были сложными, но когда я им сказала, что нашла с утра картинку и мне захотелось всем ее показать, все очень заулыбались, и обстановка наладилась.
3. Всегда помните старую-престарую аксиому, которая точно работает: Сначала скажите людям о том, что вы им хотите рассказать, потом расскажите то, что хотите рассказать, потом скажите о том, что вы им только что рассказали.
4. Не читайте то, что написано у вас на слайде. Просто вспомните, свою реакцию, когда вам на конференции что-то читают вслух.
5. Если есть возможность, вовлекайте зал. Если это первая продажа, то хотя бы спросите вначале, что вообще люди про эту тему думают. Делайте небольшие сессии "Вопрос-ответ" в середине своего выступления.
6. Будьте доступны. Не стойте столбом около экрана, не сидите на стуле - докладчик должен двигаться. привлекать внимание и быть актером. Все мои неудачные выступления были сделаны сидя или с высокой закрытой трибуны.
7. Делайте паузы, чтобы сделать ударение на содержании. Нужно научиться не бояться 2-3 секундной тишины.
8. Добивайтесь зрительного контакта, но только на пару секунд с каждым человеком.
9. Делайте открытые, ладонями вверх, движения руками. Жестикулируйте, это хорошо помогает усвоению материала.
10. Создайте единую картину из себя, мебели вокруг и экрана с презентацией. Старайтесь не ходить мимо экрана, ничего не загораживать.

Никто не родился с даром говорить на публике и продавать. Более того, есть люди, которые отлично говорят по телефону, продают и устанавливают связи, но выступить не могут. Это должно приходить с опытом. И более того, у вас должен появиться свой стиль презентации. Если хотите, чтобы он проявился быстро, то стоит смотреть выступления великих ораторов, искать то, что вам понравилось и повторять.

Вижу цель!

Что-то я давно ничего не писала. Мои извинения - последние дни выдались совсем напряженные, нет времени сесть и подумать, потом написать самые интересные мысли. Наконец-то, воскресенье вечер, спокойная и немного отдохнувшая и есть возможность поразмыслить. И первое же соображение - что может мотивировать в таком безумном ритме? Все, так называемые, внешние мотиваторы тут не работают, потому что 10 раз на день про деньги думать не станешь, про возможности куда-то ходить (особенно, когда времени даже на обед не хватает) тоже вряд ли... Опыт показывает, что в такой ситуации стоит задуматься от целях, простых и краткосрочных. Какими должны быть цели:
1. Начнем с того, что они должны быть прозрачными и понятными. "На этой неделе я сделаю отчет по проекту АВС". То есть точка, в которую вам нужно попасть, должна быть вам видна и вы должны знать, как именно попасть в эту точку.
2. Достижение поставленных целей нужно отмечать. Это может быть не публичным, а приватным праздником. Я, к примеру, очень много сил трачу на составление очередного коммерческого проекта, и когда заканчиваю - отмечаю шоколадкой и кофе. А какие-то крупные достижения стоит разделять с семьей, например, окончание проекта, или завоевание нового клиента.
3. Старт некого начинания тоже важный момент. Если вы начинаете проект с плохим настроением, то вероятнее всего, что каждый раз, когда вы будете приступать к работе по нему, у вас будет портиться настроение. Поэтому если дело важное для вас - начните его с положительных эмоций.
4. Не стоит ставить перед собой слишком нного целей. Иначе у вас получится, что вы постоянно будете думать о том, как много вам еще надо сделать, и это будет вас тормозить. Пусть с утра будет только одна задача. К слову сказать, когда планирую слишком нного задач, особенно если делаю это с вечера, то по ночам не могу спать, потому что боюсь, что все не успею. Если же я на утро ставлю себе одну задачу, то все отлично.
5. Обсуждение успеха делает его более значимым. Никогда не обращали внимание, что команда вернувшаяся из похода не сколько рассказывает окружающим о своих приключениях, сколько между собой обсуждает, как сложно и опасно это было. Потому что обсудив свои успехи с теми, кто понимает сложность и важности достигнутого, вы еще раз ощутите значимость своих результатов.
6. И, едва ли не самое главное, нужно научится любить процесс достижения цели. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и поставили себе цель доехать до поселка Кукушкино. В начале вы постоянно думаете о цели, но если отвлечься, попробовать почувствовать ритм своих движений, то вам понравится сам процесс, и вы будете получать от него удовольствие.

По своему опыту знаю, что особенно при работе на себя важно постоянно ставить перед собой достижимые цели, результат которых вы увидите. Иначе начинается агония "я ничего не делаю" и "я мало работаю", а это уже полностью из ритма выбивает.

вторник, 3 февраля 2009 г.

Экономика старт-апа или как эффективно использовать средства на развитие бизнеса

image Как и куда вложить деньги для развития вашего проекта вы, скорее всего, очень хорошо понимаете. А вот начем можно с экономить? Первое, что приходит в голову - не снимать помещение, покупать дешевое оборудование и все в таком роде. Но, как говорят англичане, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Плохие компьютеры выходят из строя и мы тратим время на их ремонт. Работа из дома может ограничить совместное творчество и возможности совместной работы. На чем же можно сэкономить, чтобы правильно вложить имеющиеся средства и не растрачивать на мелочи?

1. Если ваш бизнес тесно связан с ИТ - купите всем вторые мониторы. Это экономит примерно 30 минут в день, то есть почти 100 часов в год. Умножте на стоимость часа, умножте на три года... При стоимости монитора 200-500 долларов, вы получаете 10кратный возврат инвестиций и счастливую команду.

2. Закажите ланчи в офис. Поход на ланч даже в самое ближнее кафе как минимум на 30 минут дольше, чем еда в офисе. А во время совместного ланча можно провести и рабочее совещание. В условиях ограничений времени для реализации проекта, 30 сэкономленных минут могут быть очень ценны.

3. Покупайте дешевые столы и дорогие стулья. Столы редко ломаются и не имеют большого значения, а дешевые стулься не только быстро теряют свои колеса, но вредят спине сотрудников. В любом случае, на столе стоит сэкономить.

4. Не покупайте телефонную станцию. Мобильных телефонов и хорошего корпоративного тарифа вполне достаточно, станцией в полном объеме вы вряд ли будете пользоваться.

5. Если у вас в офисе есть лишние места - сдайте их. За каждый стол можно получить от 8000 до 15000 рублей в месяц.

6. Не покупайте лицензионный MS Office для всех - это дорого и всем он не нужен. Тем, кто им постоянно не пользуется, достаточно открытых офисных продуктов.

7. Разместите свою корпоративную почту на Google - это можно сделать бесплатно, а по качеству ничем не уступает платным сервисам.

8. Используйте аутсорсинг бухгалтерии и юристов. Хороший штатный бухгалтер стоит не менее 30 000 рублей в месяц, а компания, которая будет вас обслуживать за ту же работу возьмет 10 000 - 20 000 рублей.

9. Не берите на работу людей, которые не болеют работать, не готовы работать днем и ночью и не живут вашей идеей. Таких можно взять потом, когда работа будет спокойной и размеренной.

10. Если кто-то готов работать вечером или в выходные дома, обеспечте интернетом или оборудованием. Вы получите от 1,5 до 3 часов в день дополнительного рабочего времени.

11. Купите хорошую кофе машину и держите в холодильнике напитки. Поход за чашкой кофе или банкой воду - занимает 10-20 минут. И потом это просто приятно для вашей команды.

12. Разрешите людям работать по личному графику, чтобы они могли не тратить много времени на трафик.

13. У каждого поставщика чего-либо, с которым вы работаете больше 9 месяцев, регулярно просите скидку. Скидку для постоянного клиента делают все, а для вас это экономия.

14. PR консультант всегда дешевле штатного PRщика.

15. Ищите подрядчиков в регионах - можно сэкономить половину на ряде работ.

Если у кого-то есть еще идеи, на чем можно экономить - давайте собирать!

четверг, 29 января 2009 г.

Вы стали менеджером!

Вне зависимости от того, кем вы были раньше, начав свое дело вы стали менеджером. Менеджер или руководитель (мне последнее больше нравится) - это человек, который за все отвечает, умеет решать непростые задачи и всегда все успевает. По крайней мере, придётся таким человеком стать.

Очевидно, что в начале проекта вы будете изучать все то, что касается сферы вашего бизнеса, специфики продукта или услуги. И есть шансы, что на умные книги по саморазвитию у вас не хватит времени. Но развиваться самому тоже нужно. Поэтому я решила обобщить основные качества менеджера, которые стоит развивать и на которые стоит обратить внимание (помог мне в этом журнал The Chief мая прошлого года).

10 качеств менеджера:
1. Умение работать с большими объемами информации, выделять из общего потока нужное. Умени превращать информацию в знания и в действия, то есть все прочитанное, услышанное и увиденное должно найти отражение в делах.
2. Умение сочетать аналитическое и образное мышление, естественно-научный и гуманитарный подход.
3. Умение работать в команде, ладить со всеми, не вступать в конфликт. Уметь быть главным.
4. Умение действовать целенаправленно, разделять главное и второстепенное. Умение принимать решения, когда советоваться не с кем и нет времени.
5. Умение достигать оптимального психологического состояния для работы и быть стрессоустойчивым.
6. Умение понимать и управлять собственными эмоциями.
7. Умение быть выносливым, держать уда в течение длительного промежутка времени.
8. Умение четко и кратко выражать свои мысли и доводить свои идеи до окружающих.
9. Уметь перемещать свои качества из одной области в другую. одинаково ощущать свою уверенность.
10. Уметь оставаться честным по отношению к себе и к окружающим.

А еще руководитель должен доверять собственной интуиции и импровизировать. Даже когда все показывает на то, что это не будет работать, а вы ощущаете в этом смысл и деньги, стоит рискнуть, потому что точно просчитать все равно не получится, а ваше внутреннее чувство к вашем бизнесу может оказаться верным.

И еще - нужно получить удовольствие от того, что вы - главный! Нет, это не значит что вы должны быть авторитарным, не давая никому слово сказать. Но получать удовольствие, что эту команду к победам ведете именно вы - обязательно нужно.

вторник, 20 января 2009 г.

Войти в историю..

Еще один интересный источник информации для бизнеса - блог Игоря Афанасьева "Войти в историю...". Последний пост - про ведение переговоров, а этот навык в новом бизнесе - очень важен.

пятница, 16 января 2009 г.

Блог и директор

Блогов в нашей жизни становится все больше и больше. Мне кажется, что уже больше половины источников информации, которыми я пользуюсь - блоги. Чаще всего блоги просто читают. Активные пользователи сети - комментируют. Самые смелые пишут. Хотя нет, на самом деле пишут многие, смелые и не очень, а вот самые смелые пишут специализированные личные блоги, где рассказывают о работе, хобби и т.д.

Хороший блог вести трудно - нужно быть постоянно в теме, надолго его не забрасывать, постоянно обновлять и развивать. Дело трудоемкое, а потому вроде для руководителя компании не подходит. Однако, это то направление, в которое стоит инвестировать.

Экспертиза и опыт хорошо показывают, что компания действительно работает и понимает то, что она продает. И более того, что компания увлечена своей областью и развивается. Будет у вас блог, будут люди его читать, будут применять ваши советы и заметки на практике, поймут, что ы знаете дельные веши, и прийдут к вам за продуктом или услугой. А еще можно собрать через блог сообщество единомышленников.

Почему именно руководителю компании стоит писать блог?
Причина №1 Руководитель должен быть лидеров в своей профессиональной области. Покажите всем, что именно потому, что у вас есть уникальные знания, ваша компания уникальна.

Причина №2 Блоги писать могут все, почему и руководителю не начать это делать. Более того, это хорошая возможность донести ваши знания до сотрудников, потому что они точно будут читать личный блог своего начальства.

Причина №3 Вы сможете повысить свою узнаваемость в профессиональном сообществе. Это особенно важно для молодых компаний.

Причина №4 Блоги - хорошая реклама для продуктов. Только не стоит писать рекламные посты, скорее стоит говорить про направление, про его перспективы и т.д.

Если же вы решитесь писать блог, то помните несколько простых правил:
1. Писать нужно по одной теме
2. Писать нужно регулярно
3. Блог нужно раскручивать, чтобы его читали
4. Чем проще он оформлен, тем лучше

среда, 14 января 2009 г.

Интересный ресурс

С нового года у нас появится новая категория сообщений - источник информации. Под таким тэгом можно будет найти ссылки на сайты и блоги для бизнеса, которые нам понравились и показались интересными.

Итак, первые два:
1. Русская модель эффективного ИТ-бизнеса. Тут есть интересные продукты для бизнеса и блог, на который даем ссылку.
2. Блог Сергея Трофимова - тут частное мнение по разным вопросам, даем ссылку на категорию по бизнесу. Еще интересно про старт-апы.

Проверить свои амбиции

Всех с наступившим новым годом!

Сразу после нового года нас часто переполняют эмоции и желание в этом году все сделать лучше, больше, достичь новых результатов.

В комментариях один из наших читателей предложил пройти тест "Есть ли у вашей бизнес-идеи крылья?". Тест очень интересный, поэтому мы решили его вынести в отдельный пост. Перед началом чего-то нового иногда стоит получить взгляд со стороны.

Книгу, по которой тест написан, мы пока не читали, но обязательно это сделам.

понедельник, 29 декабря 2008 г.

С новым годом!

Дорогие читатели! Blue_Christmas.jpg

От всей души мы поздравляем вас с наступающим 2009 годом! Пусть для вас и вашего бизнеса этот год будет успешным и плодотворным!

Желаем вам личного счастья, любви и гармонии - мы точно знаем, что счастье в личной жизни делает бизнесмена сильнее! Пусть в этом году у вас будет множество положительных эмоций, новые проекты и контракты, новые идеи и новые достижения!

С завтрашнего дня у нас тоже будут каникулы. Наши следующие посты появятся после 11 января и мы будем писать новое и интересное с новыми силами.

С наступающим новым годом!

среда, 24 декабря 2008 г.

Что нужно для запуска нового проекта?

Вот такой вопрос задал коллега по социальной сети Профессионалы.Ру в группе Start-Up:

Как вы считаете, что из нижеперечисленного обязательно для успешного старт-апа:

1. Сайт

2. Фирменный стиль

3. Бизнес-план

4. Концепция маркетинга

5. Отдел продаж

6. Офис

7. Опытный управленец

8. Горящие глаза

Что-нибудь еще?



Я выбрала несколько интересных комментариев четко по теме и не только.



- "1. уверенность в себе
2. вера в продукт (идея)
3. сподвижники"

- "Сайт штука вообще не обязательная как показывает практика.
Я бы сказала - альтернативные источники дохода (на случай не сезонов и т.п.), упорство, знание рынка и искренний интерес к предмету деятельности.
Без остального можно обойтись. я последний раз стартовала со 100 визиток..."

- "1. хороший качественный продукт

2. платежеспособный, достаточно объемный сегмент рынка, заинтересованный в продукте и готовый за него заплатить

3. устойчивое конкурентное преимущество"

- "Наличие первых заказчиков самое главное, я думаю. Это не бизнес-план, не маркетинг. Проект еще не начался, а его готовы купить."


Очень жизненный и самый интересный комментарий (мне чуть ли не больше всех понравился):
- "Все люди, которые хотят чего-то инициировать - делятся на две категории:
1) Уже запустились и пьют шампанское
2) Те кто спрашивают - чего надо чтобы запуститься и продолжают работать на дядю.

Первые либо выгребут либо обанкротятся, но потом все равно реализуются. Вторые будут спрашивать до тех пор пока либо рак на горе не свистнет либо пока не перейдут в первую категорию.

Первые обычно не задают вопросов - чего надо для стартапов. Они приходят с идеей и говорят - дайте денег. Им не дают, ессно. Они понимают, чего-то не хватает, ходють далее до тех пор пока кто-то им денег не дает. Они прогорают, снова ходють за деньгами. Им снова не дают, говорят Вы уже один раз прос...али. Они говорят - да, точно, прос...али, именно поэтому второй раз выйдет. С этим не поспоришь, потому дают. Так цикл повторяется несколько раз, потом выясняется, что их фамилия была какой-нибудь Брин или Гейтц и арабским шейхам с ними не западло черную икру есть."

5 причин начать бизнес сейчас

Обстановка сейчас напряженная, кругом сокращения, многие компании уходят из бизнеса. В целом, невесело. И те, кто собирался делать свой проект, начал думать: "А стоит ли мне сейчас начинать? Не потеряю ли я деньги и время?". Уже даже есть примеры тех, кто отказался от своих идей до лучших времен.

Но! Потерять деньги и время можно и при стабильной обстановке в экономике, от этого никто не застрахован. И не смотря на все трудности сегодняшнего дня, есть несколько причин начинать бизнес именно сегодня.

1. На рынке много хороших и опытных специалистов. Многие из них остались без работы и готовы сейчас работать за совсем небольшие деньги. То есть, те люди, которых мы раньше себе позволить не могли, сейчас с радостью прийдут в новый проект и станут членом команды.

2. Аренда и другие коммунальные услуги дешевеют. Опять же, из-за состояния рынка цены упали, поэтому можно себе позволить арендовать неплохое помещение.

3. Из-за снижения стоимости специалистов и аренды проще найти инвестора. Многие сейчас готовы инвестировать небольшие суммы, чтобы проверить конкурентоспособность новых рынков. Так как крупные компании потеряли доход от основных направлений деятельности, они ищут то, на чем можно заработать.

4. Изменения в экономики создают новые возможности. Любые изменения всегда приводят к тому, что появляются новые ниши для заработка. Можно посмотреть свой потенциальный рынок или отрасль, и там увидеть, чего стало не хватать или что новое может пригодиться.

5. Никто не ждет от нового проекта продаж. Сейчас такое время, что все скорее ждут, что компания уйдет с рынка, чем больших продаж. А заниженные ожидания дадут время на развитие и изучение рынка. Более того, многие существующие компании настолько заняты выживанием, что не обращают внимание на многое вокруг себя, а потому конкурента нового могут не заметить. И у вас появится время, чтобы выйти на рынок.

Так что если у вас есть идея, может не стоит ее откладывать?

пятница, 19 декабря 2008 г.

Тенденции малого бизнеса-2009-2

Предлагаю вам посмотреть второй выпуск презентации, рассказывающей о тенденциях бизнеса в новом году. Стоит заметить, что затронутая тем актуальна не только для малого, но и для всех остальных видов бизнеса.



Итак, что же такое хорошее обслуживание? Как это работает на практике? Приведу два примера из жизни.

Как-то раз я заказывал MP3-плеер через интернет. Я выбрал модель, нашел магазин фирмы «Рога и копыта», у них был красивый и очень удобный сайт, оформил заказ. На следующий день курьер вовремя доставил мне плеер. Все бы хорошо, но через пару дней гнездо для наушников разболталось, и они стали выпадать. Мне потребовалось потратить пять дней и кучу терпения, чтобы выяснить, что человек, принимающий жалобы уволился, и что пока не будет замены, помочь мне ничем не смогут. Плеер пришлось отдать в сервис-центр. Естественно, после этого всем своим знакомым на вопрос «Где лучше брать?» я отвечал «Где угодно, но не в «Рогах и копытах». Можно посчитать, сколько потенциальных клиентов они упустили. Таким образом, из-за сбоя всего лишь в одном месте, такие несомненные плюсы магазина, как хороший сайт и своевременная доставка, оказались перечеркнуты.

А еще однажды я обедал в «Макдоналдсе». Я взял обычный набор из чизбургера, картошки фри и колы. Поднимаясь по лестнице на второй этаж, я поскользнулся, рассыпал картошку и разлил колу. Ко мне тут же подошел менеджер, извинился за плохо вытертые ступеньки, а через минуту бесплатно принес новый заказ. И, несмотря на облитые ботинки, мне было очень приятно видеть проявленную заботу и уважение :-).


Никто не оценит наши товары и услуги так же объективно, как наши клиенты. Принимайте во внимание их критику! Итак, если мы хотим добиться успеха, необходимо использовать любое возможное преимущество перед конкурентами. Хороший сервис — это не только важное преимущество, но и отличная реклама. А благодарные покупатели — это прежде всего постоянные клиенты.




По теме хочу порекомендовать отличную книгу Джона Шоула «Первоклассный сервис, как конкурентное преимущество». Джон Шоул широко известен как гуру сервиса. У него особый взгляд на обслуживание клиентов: он считает, что способность компании зарабатывать деньги напрямую зависит от впечатления, которое все сотрудники производят на клиентов. Шоул рассказывает, как мотивировать сотрудников предоставлять сервис высочайшего уровня, что в свою очередь позволит повысить прибыльность компании, увеличить долю рынка, завоевать лояльность клиентов.

четверг, 18 декабря 2008 г.

Свой человек!

client_list-1.jpg
Про кого мы говорим "Свой человек"? Про того, кто нас понимает и поддерживает, с кем мысли сходятся. В бизнесе (особенно в новом и небольшом) "свой" - тот, кто поддерживает нас в новых и сложных проектах, тот кто в трудную минуту влетает к вам со словами "Слуш, у меня такая классная новая идея! Сейчас сделаем и все будет тип-топ!", а вам его приятно слушать, интересны его мысли и хотя бы одна из десяти таких идей - работает. Где взять такого человека? Да и можно ли его вообще найти?

Чаще всего такие люди в нашей жизни появляются вместе с бизнесом. Именно теми, с кем мы начинаем наши проекты, мы единодушны, готовы проводить вместе много рабочего и личного времени, а темы развития бизнеса и новых клиентов - никогда не иссякают. Правда, со временем нам иногда приходиться расставаться с такими людьми, потому как по мере развития бизнеса развиваемся и мы сами, а потому видение того человека, который должен быть рядом меняется. К этому нужно быть готовыми и держать руку на пульсе сразу, как только появляются первые существенные разногласия.

На смену нашим верным первым партнерам нужны люди. Вопрос - кого и где искать?

- Можно поискать внешнего человека. Можно найти кого-то очень талантливого, активного человека, но при этом всегда стоит помнить, что "своим" для него ваш бизнес не будет очень долго, если вообще когда-то станет. Пусть он будет и очень хороший человек, но все равно наемник. И если услуга/продукт вашей компании уникальны, то у вас уйдет много времени, чтобы полностью ввести человека в курс дела.

- Можно посмотреть на тех, кто подрос у вас в компании. Как правильно, есть несколько человек, которые с вами с самого начала, прошли уже все возможные трудности и даже накопили несколько (или много) хороших идей по развитию бизнеса. Если они преданы вам и компании, то перевод их в ранг партнера позволит им почувствовать компанию "своей". Так как человек в теме, то ему придется объяснять гораздо меньше, чем внешнему, по крайней мере он знает специфику бизнеса.

Уход партнера-основателя влечет за собой и еще одну, порой совсем непростую, работу. Обязанности нового партнера или коллеги нужно будет прописать. Причем, если вы решаетесь на внешнего человека, то нужно будет описывать все детально, с результатами, которые вы хотите увидеть. С первым партнером такого мы никогда не делаем, распределение ролей происходит само, натурально, по мере развития бизнеса. Кто в чем больше понимает, тот тем и занимается. Потом это все перемешивается, но все равно все происходит само собой. С новым человеком такой подход приведет только к потере вложенных денег и разочарованиям. Да, если проект на этапе старта уже ищет партнера, то картина точно такая же - просто вы, тот кто ищет, уже взяли на себя роль главного, а потому от вас будут ожидать постановки задачи, пояснений.

Если на место нового партнера придет человек из компании, то картина будет почти такая же, только объяснений потребуется немного меньше. Возможно человек и сам видел, чем занимается партнер, и сможет просто его скопировать. Кстати, в этом минус внутреннего последователя - есть все шансы, что вместе со всем он скопирует и ошибки.

Вне сомнения, важно выбирать человека под себя, и потратить время на его проверку и оценку. Скажем, если человек не будет вас поддерживать в трудные моменты, не будет помогать идеей и конструктивом, то вряд ли с ним будет комфортно.

И последнее - любой новый человек не будет так переживать за дело и за компанию, как вы, ее основатель и идейный руководитель. Ему придется долго и тщательно передавать и внушать принципы ведени вашего бизнеса, долго адаптировать под себя и долго привыкать. Но сделав все правильно, вы своими руками создадите себе верного партнера, коллегу и единомышленника.