среда, 11 марта 2009 г.

Домашний офис исследователя: секреты эффективности

Коллега из социальной сети поделился интересной публикацией про работу дома со своего блога. Публикуем целиком.

Многие сотрудники НИИ работают дома и в библиотеках, а на рабочем месте появляются эпизодически. Для тех же, кто совмещает преподавание и исследования, работа дома становится неизбежной. Я сформулировал несколько практических рекомендаций, которые помогут сделать домашний труд исследователя наиболее эффективным.

1. Откажитесь от «диванных» исследований. Это правило, касающееся психологической установки исследователя. Нужно подходить к исследованию не как к досугу, а как к череде мини-проектов. Такой подход высоко оценят Ваши семьи. Подходить к исследованию как к проекту – значит ввести фактор ограничения времени и пространства исследования.

2. Ограничьте время. Обозначьте временные рамки работы. Например, два часа в день после работы. Ни секундой больше. Это позволит посвятить домашним и отдыху больше времени, а само исследование сделает продуктивнее.

3. Ограничьте пространство. Оборудуйте рабочее место. Для большинства людей, живущих в маленьких российских квартирах, удобным местом работы может быть спальня. НО зонируйте пространство, отгородив его мебелью или ширмой, выделив особыми цветами. Это позволит лучше разграничивать работу и частную жизнь.

4. Ограничьте действие. Не превращайте исследовательскую работу в рутину. Работайте в один момент над одним проектом. В этом случае вы не только добьётесь высокой продуктивности, но и будете чувствовать удовлетворение от работы. Сознание, что вы написали небольшую статью намного больше греет, чем сознание двух-трёх начатых и незаконченных исследований.

5. Составьте круг источников для мониторинга. Имеется в виду, что должен быть перечень журналов, сайтов библиографий, с которыми нужно постоянно знакомиться. Это внесёт порядок в поиск информации.

6. Найдите удобный способ хранения информации. Это большая тема, поэтому об этом очень кратко и примитивно. Не превращайте свои документы в кучу мусора в углу комнаты или в огромное множество неупорядоченных файлов. Я убедился, что лучший способ хранения – тотальная оцифровка. Но об этом напишу позже.

7. Продуктивно используйте случайные перерывы. Поездки в метро – отличное время для просмотра новых статей и монографий по своей теме. Просмотрел в метро – прочитал дома в течение первого часа работы – включил новую информацию в конспект лекции, программы семинаров. Просто эффективно.

8. Ловушки для идей. Работающие дома должны иметь под рукой блокнот и ручку. Можно также использовать диктофон. Записи нужно периодически расшифровывать, рассортировывая их по разным папкам в файловой системе компьютера. Системность оказывается важнее креатива. Недостаточно придумать хорошую идею: её нужно зафиксировать и внедрить в свои исследования и читаемые курсы.

9. Заведите урну. В противном случае лучшие идеи будут погребены в «братской могиле» многочисленных бумаг. Для научного работника – это лучший совет. Находить лучшее, избавляться от лишнего…

Комментариев нет: