пятница, 6 марта 2009 г.

ИТ для малого бизнеса

Максим Еременко, мой коллега по Профессионалам, написал гостевой пост про Информационные технологии в малом бизнесе. Мне очень понравилось, надеюсь, что вам тоже будет интересно.

За последние годы я видел десятки компаний Среднего и Малого Бизнеса (СМБ). И могу сделать один вывод - не достаточное внимание к ИТ инфраструктуре компании на старте выливается через некоторое время в довольно серьезные проблемы, от торможения роста до приостановки деятельности компании. Естественно я говорю не об IT-компаниях.

Причины такого положения дел вполне понятны - на старте просто не кому это все продумывать и предусматривать. При офисе в 5 рабочих мест (условно) нецелесообразно держать штатного системного администратора, чаще всего используют одноразовые консультации у родственников-друзей-знакомых, и то по факту появления каких то проблемм.

Итак, какие ИТ системы чаще всего требуются на первых этапах развития компании СМБ? И как с минимальными затратами (либо без оных) обеспечить их использование?
1. Электронная почта - основной канал связи на сегодняшний день. В качестве почтового сервера проще всего (и к тому же бесплатно) можно использовать сервис gmail.com от Google. Для компаний, у которых до 50 почтовых ящиков, использование сервиса бесплатное. Большое преимущество - у Gmail один из лучших антиспам-фильтров. Еще одно преимущество - возможность доступа к электроннной почте откуда угодно, от офисного компьютера до мобильного телефона или коммуникатора.

2. Бухгалтерия - к огромному сожалению реальных альтернатив 1С пока в России нет. Так что минимум один компьютер с Windows понадобится. Ну и соответственно лицензия на сам 1С.

3. Документооборот (Системы Электронного Документооборота) - в самом просто варианте можно использовать возможности все того же сервиса Gmail, где есть и средства коллективной работы, и возможзность хранить все документы компании в одном месте. Если нужны более продвинутые системы, то можно использовать открытые решения Alfresco или Nuxeo, которые позволят не просто разделить права доступа к документам и обеспечить хранение всех версий документа, но и сделать настоящий электронный документооборот (т. е. внутри компании не нужно будет бегать с бумажками на подпись, все эти процедуры можно автоматизировать). В результате занчительно сокращается время на поиск различных документов, а так же затраты времени на согласования и денег на бумагу и принтеры.

4. Офисные пакеты - чаще всего используют Microsoft Office. В большинстве случаев пиратский (я не беру старт-апы с достаточным бюджетом для покупки на каждое рабочее место программ на 15-30 тыс. руб.). Ну буду читать лекции про пиратсво и юридические риски с ним связанные. В большинстве случаев вполне достаточно использовать открытый офисный пакет OpenOffice.org. Большой плюс изначального использования такого решения - на первых порах все сотрудники будут работать на том, что есть. А вот потом если Вы попробуете внедрить открытые решения вместо пиратских - Вас ждет тяжелое противостояние со "старыми" сотрудниками" (неоднократно наблюдал такие ситуации).

5. CRM и/или ERP системы - далеко не все понимают их необходимость, особенно на этапе старт-апа. Так что пока отложим эту тему до более "зрелых" времен, хотя и тут есть варианты открытых систем.

Подведем итог: далеко не всегда продуманная и "лицензионно" чистая информационная система предприятия обязательно должна быть дорогой. Причем зачастую открытые решения дают больший функционал, чем их платные аналоги. Кроме того, использовав, например, вышеперечисленные решения, Вы не только экономите бюджет (это тема для отдельной статьи, так как при грамотном проектировании ИТ инфраструктуры можно экономить даже на аренде помещений) и снижаете юридические риски, но и закладываете прочный фундамент для дальнейшего развития компании.

Комментариев нет: