среда, 18 февраля 2009 г.

Эффективная система?

Наконец-то я — владелец бизнеса. Всё продумано, бизнес-план составлен, фирма зарегистрирована, инвестиции получены, офис арендован, сотрудники набраны. Что продавать — есть, кому продавать — тоже есть. Теперь можно пить шампанское. А для того, чтобы пить только хорошее шампанское, посмотрим, как можно максимизировать прибыль :)

Среди множества показателей влияющих на прибыль, одним из важнейших я считаю эффективную работу команды.

Для того, чтобы получить хорошую команду мало иметь хорошего руководителя и хороших сотрудников, нужно ещё, чтобы они хорошо работали вместе.




Для организации успешной совместной работы используется ПО из разряда Groupware. Существует очень много подобных систем — платных и бесплатных, обладающих различной функциональностью, от крупных производителей, вроде IBM Lotus Notes, MS Outlook, и от менее известных компаний. Основной минус больших систем — дорого, основной минус бесплатных — отсутствие поддержки, как следствие — ненадёжность.

Давайте попробуем определить, что нам, как представителям небольших компаний, требуется от такой системы:

0. Наличие аккаунтов для каждого пользователя и удобного «админского» интерфейса для управления всей системой в целом.

1. Файловое хранилище. Система хранения документов на сервере с поддержкой папок, прав доступа и версий, чтоб не приходилось тратить время на поиск последнего отредактированного документа.

2. Электронная почта или интеграция с GMail. Согласитесь, это очень удобно, когда файлы из хранилища можно тут же отправить клиенту, а полученные документы — опубликовать для всей группы.

3. Веб-интерфейс. Один из важнейших критериев: это обеспечит совместимость с любыми платформами, а также возможность работы из дома или в поездках.

4. Календарь. В календаре можно отмечать как индивидуальные события, так и групповые с поддержкой уведомлений.

5. Система заданий или проектов. Возможность создавать проекты, делить их на этапы, добавлять пользователей и следить за выполнением.

6. И наконец, настраиваемый рабочий стол пользователя, на котором будет удобно скомпонована текущая информация и уведомления.

Это, пожалуй, основные и наиболее необходимые функции. Дополнительно можно также добавить форумы, конференции (в случае работы с распределённой командой), систему обмена быстрыми сообщениями и ещё много полезных вещей.


Итак, смотрите:

Клиент присылает свои пожелания. Заходим в систему. В два клика создаём проект, указываем сроки. Делим на подзадачи. Назначаем ответственных, в календаре у которых тут же появляются все ключевые даты, а на десктопе — уведомления с описанием нового проекта. Прикрепляем к проекту файлы. Оцениваем стоимость проекта и тут же получаем диаграмму Ганта (которая доступна только руководителю или всей команде) с распределением по финансам и трудовым ресурсам. Одну за другой выполняем задачи и отслеживаем общий ход выполнения проекта.
При том, что всё это можно проделать, сидя в аэропорту или в макдональдсе, например.

Такая система сводит к минимуму время, затрачиваемое на рутиные действия, позволяя максимально увеличить время для самой работы.

Если вас заинтересовала тема, дополнительно можно посмотреть список программ Groupware (англ.) и другой список со сравнением по разным критериям (англ.).

А какой системой пользуетесь вы? Об этом можно рассказать в комментариях.

понедельник, 16 февраля 2009 г.

Управлять бизнесом!

Привет всем читателям.
Я хочу написать пару вещей об управлении.

Что вообще такое — управление?

Стивен Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» (очень советую, если ещё не читали) разделяет управление на лидерство (определение путей развития компании, направлений работы и проч., то есть управление в глобальном смысле) и управление (управление текущими делами и проектами). Оба этих направления безусловно важны. Не менее важно также соблюдать баланс между ними. Погрязнув в текущих делах легко не увидеть направление движения рынка, возможных новых клиентов, новых продуктов и услуг от наших конкурентов. Аналогично, постоянно смотря на дело «с высоты птичьего полёта», можно не заметить внутренних проблем нашей компании. Часто стартап начинает группа людей. В таком случае лучше заранее договориться и распределить роли. То же самое относится и к малому бизнесу.

Тему лидерства мы ещё затронем, а сейчас поговорим об управлении.

Итак, мы — самый настоящий Project manager. Каковы наши функции? Необходимо оптимально разбить задачу или проект на подзадачи, определить ключевые подзадачи, обеспечить выполнение и контроль для всех задач.


Я — Сергей Брин. У меня есть команда из четырёх человек и я хочу сделать почтовую службу GMail.

Я определяю, что необходимо сделать:
1. Купить сервер
2. Настроить его
3. Подключить сервер к интернету
4. Создать макеты всех страниц
5. Написать код
6. Добавить «фичи»
7. Поставить всё на сервер
8. Провести отладку и тестирование
9. Запустить рекламную компанию (рекламу я начну, когда закончу писать код, то есть, буду уверен в завершении проекта).

Какие задачи для моего проекта являются ключевыми? Ключевые задачи — это те, задержка или сдвиг которых, приведёт к изменению сроков всего проекта. Нельзя настроить сервер, не купив его, нельзя подключить сервер, не настроив его и так далее. Таким образом, задержав покупку, задержим и момент получения настроенного сервера. Однако вместе с покупкой и настройкой сервера вполне можно начать рисовать макеты, а затем и писать код. Но написанный код нельзя будет поставить, если к тому времени мы ещё не подключили сервер.

Очень хорошо всё это видно на диаграмме Ганта. Гант — американский инженер-промышленник (почти как Джон Галт (Голт) из одной книги :) ).

Он предложил планировать работы следующим образом:
1. Определяем общий срок проекта — в моём случае это будет месяц — и срок выполнения каждой подзадачи
2. Определяем предков и потомков для каждой задачи
3. Строим диаграмму, которая для моего проекта примет вид:


Всё просто: сверху дни, слева задачи.


Что всё это даст мне и моей команде? Очень хорошую наглядность. Оказывается, покупка сервера хоть и связана с настройкой и подключением, но вовсе не является обязательной в начале проекта и может быть сдвинута на срок до 8 дней. А вот если на этапе написания кода произойдёт задержка в один день, это обязательно отразится на всём проекте. Диаграмму можно улучшить: проставить в ячейки стоимость дня каждой подзадачи, а потом построить график наличия необходимых средств на каждый конкретный день. Это полезно если инвестор, скажем, решил переводить нам средства по частям. Таким же образом можно оценивать и трудоёмкость задач.

Такие диаграммы можно строить на бумажке, в MS Excel, в MS Project или в другом специализированном софте.


Итак, мы разбили и спланировали задачу. Следующий этап — обеспечить выполнение и контроль. Здесь часто всё зависит от конкретной ситуации, но всегда есть общие рекомендации.

Как действую я в своём проекте GMail:
1. Обеспечить сотрудникам свободный режим в пределах установленного времени
2. Ежедневные собрания ни к чему: коллектив небольшой, и все в курсе ситуации, достаточно проводить краткие собрания раз в 3-4 дня для обмена мнениями и определения потенциальных проблем. Некоторые из сотрудников могут работать удалённо (например, в моём случае, человеку, покупающему сервер вовсе не обязательно сидеть рядом с программистами, в таком случае надо продумать и организовать коммуникации. Чтобы сэкономить на телефоне, можно использовать Skype или другие программы обмена сообщениями
3. Купить доску с маркерами. Как показывает опыт, компьютерное планирование — хорошо, но ещё лучше, когда можно быстро нарисовать схему или записать новую идею и она всегда будет у команды перед глазами
4. Требовать ежедневный краткий отчёт о том, что реально было сделано за прошедший день. Казалось бы: все работают вместе и всегда можно переговорить, однако это хорошо дисциплинирует и помогает оценить общее продвижение проекта
5. Продумать и обеспечить документооборот, чтобы избежать траты времени на поиск последней версии среди файлов Макет.doc, Макет1.doc, Макет_обновлен.doc, Макет_самый последний.doc, Макет1_улучшенный.doc, Макет_финальный.doc, Макет_обновлен_последний.doc
6. Очень хорошо для организации работы подходят интегрированные системы, вроде MS Outlook, где есть календарь, обмен файлами, почта, добавление задач, уведомления. Поскольку аутлук стоит денег, то для нас лучше воспользоваться GMail или другими подобными веб-сервисами, которые либо бесплатны, либо стоят не очень много, при этом ничем не уступают по функциональности и обеспечивая доступ из любого места без дополнительных настроек и софта. На первый взгляд это может показаться несущественным, однако позволяет сэкономить много времени, и по мере роста нашей компании, будет становиться только важнее.


Также стоит помнить о такой вещи как мотивация. Даже если мы набрали команду людей «с горящими глазами», мы знаем, что любой огонь гаснет, если его не поддерживать. О мотивации сотрудников написано множество книг, существует куча тренингов и практик, и если мы хотим добиться успеха с нашей командой, нам просто необходимо иметь представление об этом.

Получился довольно длинный пост, который можно выразить в формуле
Результат = Планирование + (Выполнение + (Контроль + Мотивация))


Есть чем поделиться? Пишите в комментариях!

воскресенье, 15 февраля 2009 г.

Продаем слона

82A2803C-D41F-4F93-B845-BBE44B22AF84.jpg Большинство владельцев компаний надолго запоминают свою первую встречу и первое выступление с презентацией о продукте. Особенно, если до этого у вас не было много опыта выступлений, то адреналин гарантирован. Самое главное - нужно заинтересовать аудиторию. Потом все уже будет значительно проще. А самое страшное работать с маленькой аудиторией, когда перед вами всего 2-4 человека. Когда народу много, нет-нет, да будет кто-то, кто одобрительно покивает головой, а вот на личной продаже такого не будет, потому что чаще всего перед вами люди сидят и думают: "Так, сейчас придется час сидеть и слушать про очередную ерунду. И зачем я только согласился на встречу". Ну, может я и утрирую, но мы очень часто продаем тем, кому до встречи с нами наш продукт не только не был нужен, но они про него просто не знали.

Итак, что может поможет в такой ситуации? Как сделать презентацию, которая продаст?
1. Сразу начинайте с основной мысли, после которой дайте людям что-то, что можно унести с собой. Например, парочку полезных советов. Для всех последующих мыслей выделите по одному слайду, где детально все распишите.
2. Растопите лед в первые минуты встречи - пусть это будет шутка, красивая картинка. У меня однажды был случай, когда в процессе подготовки презентации я нашла красивую картинку с видом на горы (я очень люблю горы), и я ее поставила на слайл сразу после названия. Люди, с которыми я встречалась были сложными, но когда я им сказала, что нашла с утра картинку и мне захотелось всем ее показать, все очень заулыбались, и обстановка наладилась.
3. Всегда помните старую-престарую аксиому, которая точно работает: Сначала скажите людям о том, что вы им хотите рассказать, потом расскажите то, что хотите рассказать, потом скажите о том, что вы им только что рассказали.
4. Не читайте то, что написано у вас на слайде. Просто вспомните, свою реакцию, когда вам на конференции что-то читают вслух.
5. Если есть возможность, вовлекайте зал. Если это первая продажа, то хотя бы спросите вначале, что вообще люди про эту тему думают. Делайте небольшие сессии "Вопрос-ответ" в середине своего выступления.
6. Будьте доступны. Не стойте столбом около экрана, не сидите на стуле - докладчик должен двигаться. привлекать внимание и быть актером. Все мои неудачные выступления были сделаны сидя или с высокой закрытой трибуны.
7. Делайте паузы, чтобы сделать ударение на содержании. Нужно научиться не бояться 2-3 секундной тишины.
8. Добивайтесь зрительного контакта, но только на пару секунд с каждым человеком.
9. Делайте открытые, ладонями вверх, движения руками. Жестикулируйте, это хорошо помогает усвоению материала.
10. Создайте единую картину из себя, мебели вокруг и экрана с презентацией. Старайтесь не ходить мимо экрана, ничего не загораживать.

Никто не родился с даром говорить на публике и продавать. Более того, есть люди, которые отлично говорят по телефону, продают и устанавливают связи, но выступить не могут. Это должно приходить с опытом. И более того, у вас должен появиться свой стиль презентации. Если хотите, чтобы он проявился быстро, то стоит смотреть выступления великих ораторов, искать то, что вам понравилось и повторять.

Вижу цель!

Что-то я давно ничего не писала. Мои извинения - последние дни выдались совсем напряженные, нет времени сесть и подумать, потом написать самые интересные мысли. Наконец-то, воскресенье вечер, спокойная и немного отдохнувшая и есть возможность поразмыслить. И первое же соображение - что может мотивировать в таком безумном ритме? Все, так называемые, внешние мотиваторы тут не работают, потому что 10 раз на день про деньги думать не станешь, про возможности куда-то ходить (особенно, когда времени даже на обед не хватает) тоже вряд ли... Опыт показывает, что в такой ситуации стоит задуматься от целях, простых и краткосрочных. Какими должны быть цели:
1. Начнем с того, что они должны быть прозрачными и понятными. "На этой неделе я сделаю отчет по проекту АВС". То есть точка, в которую вам нужно попасть, должна быть вам видна и вы должны знать, как именно попасть в эту точку.
2. Достижение поставленных целей нужно отмечать. Это может быть не публичным, а приватным праздником. Я, к примеру, очень много сил трачу на составление очередного коммерческого проекта, и когда заканчиваю - отмечаю шоколадкой и кофе. А какие-то крупные достижения стоит разделять с семьей, например, окончание проекта, или завоевание нового клиента.
3. Старт некого начинания тоже важный момент. Если вы начинаете проект с плохим настроением, то вероятнее всего, что каждый раз, когда вы будете приступать к работе по нему, у вас будет портиться настроение. Поэтому если дело важное для вас - начните его с положительных эмоций.
4. Не стоит ставить перед собой слишком нного целей. Иначе у вас получится, что вы постоянно будете думать о том, как много вам еще надо сделать, и это будет вас тормозить. Пусть с утра будет только одна задача. К слову сказать, когда планирую слишком нного задач, особенно если делаю это с вечера, то по ночам не могу спать, потому что боюсь, что все не успею. Если же я на утро ставлю себе одну задачу, то все отлично.
5. Обсуждение успеха делает его более значимым. Никогда не обращали внимание, что команда вернувшаяся из похода не сколько рассказывает окружающим о своих приключениях, сколько между собой обсуждает, как сложно и опасно это было. Потому что обсудив свои успехи с теми, кто понимает сложность и важности достигнутого, вы еще раз ощутите значимость своих результатов.
6. И, едва ли не самое главное, нужно научится любить процесс достижения цели. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и поставили себе цель доехать до поселка Кукушкино. В начале вы постоянно думаете о цели, но если отвлечься, попробовать почувствовать ритм своих движений, то вам понравится сам процесс, и вы будете получать от него удовольствие.

По своему опыту знаю, что особенно при работе на себя важно постоянно ставить перед собой достижимые цели, результат которых вы увидите. Иначе начинается агония "я ничего не делаю" и "я мало работаю", а это уже полностью из ритма выбивает.

вторник, 3 февраля 2009 г.

Экономика старт-апа или как эффективно использовать средства на развитие бизнеса

image Как и куда вложить деньги для развития вашего проекта вы, скорее всего, очень хорошо понимаете. А вот начем можно с экономить? Первое, что приходит в голову - не снимать помещение, покупать дешевое оборудование и все в таком роде. Но, как говорят англичане, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Плохие компьютеры выходят из строя и мы тратим время на их ремонт. Работа из дома может ограничить совместное творчество и возможности совместной работы. На чем же можно сэкономить, чтобы правильно вложить имеющиеся средства и не растрачивать на мелочи?

1. Если ваш бизнес тесно связан с ИТ - купите всем вторые мониторы. Это экономит примерно 30 минут в день, то есть почти 100 часов в год. Умножте на стоимость часа, умножте на три года... При стоимости монитора 200-500 долларов, вы получаете 10кратный возврат инвестиций и счастливую команду.

2. Закажите ланчи в офис. Поход на ланч даже в самое ближнее кафе как минимум на 30 минут дольше, чем еда в офисе. А во время совместного ланча можно провести и рабочее совещание. В условиях ограничений времени для реализации проекта, 30 сэкономленных минут могут быть очень ценны.

3. Покупайте дешевые столы и дорогие стулья. Столы редко ломаются и не имеют большого значения, а дешевые стулься не только быстро теряют свои колеса, но вредят спине сотрудников. В любом случае, на столе стоит сэкономить.

4. Не покупайте телефонную станцию. Мобильных телефонов и хорошего корпоративного тарифа вполне достаточно, станцией в полном объеме вы вряд ли будете пользоваться.

5. Если у вас в офисе есть лишние места - сдайте их. За каждый стол можно получить от 8000 до 15000 рублей в месяц.

6. Не покупайте лицензионный MS Office для всех - это дорого и всем он не нужен. Тем, кто им постоянно не пользуется, достаточно открытых офисных продуктов.

7. Разместите свою корпоративную почту на Google - это можно сделать бесплатно, а по качеству ничем не уступает платным сервисам.

8. Используйте аутсорсинг бухгалтерии и юристов. Хороший штатный бухгалтер стоит не менее 30 000 рублей в месяц, а компания, которая будет вас обслуживать за ту же работу возьмет 10 000 - 20 000 рублей.

9. Не берите на работу людей, которые не болеют работать, не готовы работать днем и ночью и не живут вашей идеей. Таких можно взять потом, когда работа будет спокойной и размеренной.

10. Если кто-то готов работать вечером или в выходные дома, обеспечте интернетом или оборудованием. Вы получите от 1,5 до 3 часов в день дополнительного рабочего времени.

11. Купите хорошую кофе машину и держите в холодильнике напитки. Поход за чашкой кофе или банкой воду - занимает 10-20 минут. И потом это просто приятно для вашей команды.

12. Разрешите людям работать по личному графику, чтобы они могли не тратить много времени на трафик.

13. У каждого поставщика чего-либо, с которым вы работаете больше 9 месяцев, регулярно просите скидку. Скидку для постоянного клиента делают все, а для вас это экономия.

14. PR консультант всегда дешевле штатного PRщика.

15. Ищите подрядчиков в регионах - можно сэкономить половину на ряде работ.

Если у кого-то есть еще идеи, на чем можно экономить - давайте собирать!